Российские телеканалы в Армении. Что показывают цифры и опыт?

08-02-2020 10:35:18   | Армения  |  Пресс-релизы
 


На пресс-конференции 29 января председатель Национальной комиссии по телевидению и радио (НКТР) Тигран Акопян заявил, что иностранные телеканалы, действующие в общедоступном цифровом мультиплексе, представляют угрозу национальной безопасности Армении.
 
Председатель НКТР обосновал это тем, что «Армения не может воздействовать на иностранных вещателей» и если, например, контрольный пакет одного из этих телеканалов купит Азербайджан и запустит антиармянскую пропаганду, то НКТР не сможет его оштрафовать, поскольку тот находится вне ее юрисдикции. Тигран Акопян подчеркнул, что его слова не направлены против конкретных российских телеканалов. «Ни одного иностранного вещателя, даже дружественной нам страны, не должно быть в общественном мультиплексе», - сказал он.
 
На заявление Тиграна Акопяна импульсивно ответила России. В заявлении посольства этой страны в Армении, в частности, говорится: «На фоне заявлений руководства Армении о союзническом, братском характере наших стратегических отношений тезис о «несущих угрозу национальной безопасности» российских телеканалах вызывает недоумение». 
Опыт прошлого
 
Общественный мультиплекс Армении включает 5 иностранных телеканалов: «Мир», «Россия», «Первый канал», «Культура» и CNN.
 
Вопрос наличия этих телеканалов в общественном мультиплексе поднимался и раньше. Тигран Акопян в различных интервью затрагивал эту тему, в 2019 году по этому вопросу свою обеспокоенность выразила депутат НС Нарине Тухикян, которая, кстати, указала именно на российские телеканалы. 
 
Одной из причин так
ого осторожного отношения к российским каналам является так называемый опыт прошлого. Эти российские телеканалы не раз использовались в качестве пропагандистских машин и распространяли заведомо ложную или
вводящую в заблуждение информацию по политическим причинам.
 
В разное время пропагандистский удар российских телеканалов ощущали также армянские телезрители. Так, В 2015 году большой ажиотаж вызвал репортаж о движении «Электрик Ереван» вечернего выпуска новостей на  канале «Россия 1» (видеозапись на YouTube на данный момент недоступна), в котором движение сравнивалось с грузинским и украинским движениями, и представлялось как начало цветной революции. В репортаже также содержались ложные утверждения о том, что митингующие были вооружены, применили силу против полицийских, которым пришлось разогнать митинг с помощью водомета. 
 
Умение находить внешние силы во внутриполитических движениях особо обострилось у российских телеканалов после «бархатной революции» 2018 года. Например, 23 апреля, в день отставки Сержа Саргсяна, этот тезис во время обсуждения в эфире «Первого канала» продвигал один из участников. Во время того же обсуждения другой эксперт утверждал, что при возникновении любого конфликта с Азербайджаном Россия будет единственной страной, к которой Армения может обратиться за помощью, а третий докладчик и вовсе утверждал, что своим существованием Армения обязана России. 
 
В октябре 2019 года гостем ведущего телеканала «Россия-1» Владимира Соловьева была главный редактор Russia Today Маргарита Симоньян. Последняя в течение 27 минут рассказывала о своем расследовании, в котором они «раскрыли» как в Армении при финансировании Запада и участии армянских революционных властей молодежь учат совершать госперевороты. 
 
Говоря о российских телеканалах в этом контексте, было бы уместно вспомнить агрессивный репортаж «России 1» о трагической аварии в России, унесшей жизни 18 человек, с участием водителя-армянина Грачья Арутюняна.
Статистика
Другая причина, по которой говоря о действующих в общедоступном цифровом мультиплексе телеканалах мы сразу же вспоминаем о российских каналах, заключается в том, что у них в Армении намного больше аудитории, чем у англоязычного CNN
 
Так, результаты исследования «Союза информированных граждан» за июнь-июль 2019 года показывают, что значительная часть населения Армении - 32,8 процента - предпочитает получать информацию на русском языке, в то время как английский предпочитает только 4,2 процента респондентов. На приведенной ниже таблице видно, что 34,7% респондентов предпочитают получать информацию с телевидения на русском языке и 3% - на английском.
 
Примечательно, что «Россия 1» и «Первый канал», действующие в общедоступном мультиплексе, входят в число самых пօпулярных телеканалов в Армении - 6,1% и 5,1% соответственно. Таким образом, они уступают только телеканалам «Шант», «Армения ТВ» и Oбщественному телевидению. 
 
Тем не менее, доверие общественности к этим телеканалам не так высоко. Только 2,8% респондентов на вопрос «Какому телеканалу вы доверяете больше всего?» отметили российскому «Первому каналу», и почти 2,7% - «Россия 1». Однако, стоит отметить, что они имеют более высокий рейтинг доверия, чем «Еркир Медиа», ATV, Armnews и H2 .
 
Примечательно, что уровень медиаграмотности русскоязычной аудитории выше, чем у тех, кто предпочитает армянские телеканалы, и несколько ниже, чем у тех, кто предпочитает английские. На графике 3 представлен индекс медиаграмотности телезрителей 10 наиболее предпочитаемых телеканалов, из которого видно, что предпочитающие «Россия 1» и «Первый канал» чуть более медиаграмотны. 
 
Подводя итог, констатируем, что по крайней мере два иностранных телеканала, действующих в общественном мультиплексе, имеют довольно большую аудиторию в Армении. Если к этому прибавить также имеюшийся опыт использования пропагандистских репортажей этими телеканалами, можем сказать, что они в подходящий момент могут оказать влияние на формирование общественного мнения.
 
Виктория Андреасян
 «Союз информированных граждан»
 
  -   Пресс-релизы
Новости Армении и Диаспоры - Ноян Тапан (www.nt.am)

Прочитано 328 раз
Noyan Tapan - Նոյյան տապան
Facebook Group · 3 365 անդամ
Միանալ խմբին